Рост и полнота - Компонентная акустика 5" по цене от 4000 до 6300 рублей.

Boston SE50 | Focal PS 130 | MTX T6S502 | Rainbow DL-C5.2 | Ground Zero GZHC 13X | Massive SK5 | Eton POW 130 | Polk Audio DB 5251 | HiVi F1500 | DLS R5A

Тест компонентных «пятёрок», как всегда, состоит у нас из двух частей. В прошлом номере мы знакомились с наиболее доступными из них, сегодня участвуют те, что подороже. Что из этого следует?
При том же «росте», то есть типоразмере, они чаще всего будут отличаться увеличенной «полнотой». Об этом мы уже говорили, и не раз. Как только ценовые рамки, накладываемые на разработку, становятся чуть менее узкими, конструкторы получают возможность увеличить размеры магнита. А переход магнита в иную весовую категорию даёт возможность получить преимущество по одной или нескольким из следующих позиций: чувствительность, частота резонанса, максимально допустимая мощность. Разумеется, выбор одного (максимум двух) этих направлений сводит на нет возможность улучшения оставшихся двух (или одной) характеристик. Вообще, я пропустил ещё одну позицию, а именно объём оформления. Но если применительно к сабвуферам он играет значительную роль, то в случае с фронтальными мидбасами значимость этого параметра существенно ниже, в подавляющем большинстве случаев они монтируются в дверь, а её объём — величина, что называется, справочная. Фактически величина минимально допустимого объёма ящика критична лишь при монтаже головок в кикпанели (что популярно на Западе) или «под седло» (что случается на наших меридианах). Но в этом варианте установки чаще всего ограничивающим фактором служит нижняя частотная граница либо форма АЧХ вблизи резонанса в оформлении. Но об этом чуть позже.
А пока вернёмся к упомянутым трём направлениям. Как вы думаете, какое из них пользуется наибольшей популярностью у разработчиков акустики car audio? Чувствительность? Не похоже. По статистике, осреднённая чувствительность участников сегодняшнего теста лишь на 0,1 дБ выше, чем у их предшественников из прошлого номера. Правда, средняя чувствительность любого из участников зависит от формы АЧХ: чем больше перекос в сторону верха, тем и чувствительность будет выше при той же опорной чувствительности мидбаса. Можно взять косвенный показатель: как известно, чем выше «энерговооружённость» головки, то есть чем выше силовой фактор, приходящийся на единицу веса подвижной системы, тем ниже электрическая, а значит, и полная добротность. И если в группе предыдущего номера встретился лишь один одноклассник с «условно ящичной» (меньше 0,6) добротностью, то сегодня у нас таких попалось уже три. С другой стороны, в прошлом тесте было лишь двое участников с добротностью выше единицы, а сегодня и этих стало трое. В общем, не очень заметно, чтобы разработчики «продвинутой» компонентной акустики были сильно озабочены повышением чувствительности головок.

Может, их больше занимает басовитость? Это уже больше похоже на правду. Вот что показывает статистика. Осреднённое значение частоты резонанса по группе прошлого номера 90,7 Гц, по сегодняшней мы получили показатель на 6 Гц ниже (84,8 Гц) даже притом что одного участника с нетипично низкой частотой резонанса (56,4 Гц) из статистики изъяли. И если в той выборке нам попались лишь две головки с частотой резонанса ниже 80 Гц, то на этот раз посчастливилось встретить таких четырежды. Словом, выбирая не самую дешёвую акустику, вы имеете реальные шансы добиться более адекватного воспроизведения верхнего баса.

Что же касается наращивания мощностей, то есть терпимости мидбасов к перегрузкам, то эта идея так или иначе будоражит пытливые умы разработчиков. Во всяком случае, стали изредка попадаться «пятёрки» с увеличенной звуковой катушкой, раньше таких в природе не было. (Чего доброго, скоро появятся «четвёрки» с 30-миллиметровой катушкой, а потом настанет очередь 3-дюймовых «серединок»...) Мы-то с вами, конечно, знаем, что тепловая перегрузка мидбасов нормальных типоразмеров наступает куда позже того момента, когда их нелинейности превысят все возможные пределы (попросту говоря, они начинают невыносимо хрипеть). Но, видимо, это останавливает не всех пользователей, а потому разработчики и прилагают известные усилия к тому, чтобы обеспечивать выживаемость головок в экстремальных условиях. В корпусах появляется вентиляция катушки, что у твоего сабвуфера, но это, однако, никому ещё не повредило. В цепи твитера всё реже обходятся без защиты (обычно в виде восстанавливающегося полимерного предохранителя PTC), а сами твитеры становятся крепче, при этом, правда, полоса их поверху сужается. Впрочем, в рамках этого теста нам почти не встретились участники, которые не доиграли бы до 20 кГц (со стандартным спадом 3 дБ). Из этого делаем другой практический вывод: приобретая фронты «продвинутой» ценовой категории, вы существенно увеличиваете свои шансы получить акустику, которая воспроизведёт вам весь верх.
Тут, наверное, самое время напомнить, что критерии оценок за басовитость зависят от типоразмера акустики. Скажем, для того, чтобы 6-дюймовый мидбас получил повышенный балл по этому показателю, измеренная нижняя граница диапазона должна быть ниже 60 Гц. От «пятёрок» такого требовать нельзя, для них басовые рубежи смещаются вверх на 10 Гц. Естественно, уровень искажений на басах у 5-дюймовых мидбасов на круг выше, чем у «шестёрок». Впрочем, у грамотно выполненных «пятёрок» особых проблем с нелинейностями быть не должно, зато у них приятнее характеристики направленности. Но на это было указано в прошлом номере, так что лучше обратимся к тому, о чём речи не было давно. К примеру, о кроссоверах.
Если в предыдущей серии нам встретились четверо участников с упрощёнными фильтрами, включаемыми в разрыв провода пищалки, то в нынешней группе такая конструкция попалась лишь однажды, и то разработчики нашли беспрецедентное решение — включили туда простенький аттенюатор. Давным-давно кто-то не из последних в электроакустике людей высказал и обосновал правило: двухполосная система — фильтры второго порядка, трёхполосная — третьего... Потому как фильтры первого порядка хорошо «звучат», но только не фильтруют. По крайней мере, фильтр НЧ: как только индуктивная составляющая импеданса головки начинает превосходить активное сопротивление катушки (а это наблюдается сплошь и рядом на частотах выше 3 кГц), фильтр превращается в индуктивный делитель напряжения. Аттенюатор, то есть. А фильтр ВЧ мало подавляет сигналы с частотами вблизи частоты резонанса пищалки, что повышает суммарные нелинейности системы (при измерениях мы сталкиваемся с этим эффектом и при более «крутых» фильтрах). Можно даже сформулировать закономерность: чем дешевле головки, тем дороже должны быть фильтры. Наверное, использование активных фильтров потому и получило такое распространение в нашей отрасли, что реализация фильтров пассивных часто не выдерживает даже сдержанной критики. 
Использование Zobel network (цепи Цобеля) значительно повышает эффективность фильтра НЧ (благодаря компенсации индуктивной составляющей импеданса), и нынче они стали встречаться несколько чаще. Напомню, что грань между Цобелем и так называемым странным фильтром является зыбкой и не до конца определённой. Классический фильтр НЧ состоит из катушки, включённой последовательно с головкой, и ёмкости, включённой в «землю». В изначальной цепи Цобеля ёмкость включается через резистор, номинал коего соответствует омическому сопротивлению катушки Re. (Величина ёмкости определяется по известной формуле, но она не так уж и отличается от того значения, которое дают стандартные формулы для фильтра Баттерворта.) Его характеристика похожа на теоретическую характеристику фильтра первого порядка (6 дБ/окт.) с небольшими отклонениями, которыми обычно пренебрегают. На самом деле резистор может быть и меньше, чем Re, скажем, на 25%. Если же он меньше на 50% (да хоть бы и на 80%), мы получаем «странный» фильтр. Вблизи частоты среза он ведёт себя, как фильтр второго порядка, а потом его крутизна приближается к 6 дБ/окт. А если относительная величина резистора больше 50%, но меньше 75%, например при Re = 3,5 Ом, в цепочке установлен резистор 2,2 Ом, это что? Цобель или «странный» фильтр? А неизвестно. Известно лишь, что его фазовая характеристика будет иметь промежуточную форму, а все эти цепочки в конечном итоге и вводятся для того, чтобы подкорректировать фазу фильтра (и фазу излучения головки).
В прошлый раз было замечено, что крепления пищалок, обеспечивающие их поворот, вошли в ротацию. Сегодня можно лишь подтвердить сказанное — в нынешней группе такой возможностью обладает больше половины участников. По этому поводу можно лишь радоваться, поскольку поворот пищалок даёт возможность тонкой корректировки характера звучания. Напомню только, что, по моему мнению, «достаточный» угол поворота это 20 градусов. Если в описании «матчасти» сказано, что обеспечивается поворот на небольшой угол, значит, этот угол меньше 20 градусов.
Как всегда, перечислим набор конструктивных особенностей (на самом деле «общностей») устройства участников теста, который при их описании будет приниматься по умолчанию. Материал подвеса — резина, ширина 9 — 10 мм. Диаметр звуковой катушки по-прежнему 25 мм. Высоту магнита считаем равной 12 мм, если, разумеется, не сказано иного. Центральный колпачок пластиковый выпуклый. Уплотнительное кольцо высокое и жёсткое, то есть тоже изготовлено из пластика. Рамка решётки дополнительного барьера на пути акустического короткого замыкания не создаёт (нравится нам это или нет). Акустический кабель подключается с использованием клемм-«лопаточек». Форма мембраны пищалки — купол (сегодня отступлений от этого правила не было). В набор установочных принадлежностей пищалок входят как минимум «чашки» — корпуса для заглублённого монтажа ВЧ-головок. Катушки кроссовера не содержат магнитных частей, а в конденсаторах — диэлектрик в виде оксидной плёнки на алюминиевой фольге (это я про неполярные электролиты, если кто не понял).
Собственно, на этом всё. Теперь поглядим, кто тут вышел полнотой, а кто ростом.
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель определился сразу, наибольшее число баллов набрал Eton — акустика, казалось бы, проще других, во всяком случае, это касается кроссовера, однако музыкальные способности она показала выдающиеся. «Лидер». Сразу четверо участников уступили победителю лишь один балл. Это MTX, Rainbow, Ground Zero и HiVi. Из этой группы наиболее интересным, на наш взгляд, звучанием выделился MTX, поэтому ему и присуждается почётное звание «Фаворита». Оставшиеся трое из этой группы получают нашу «Рекомендацию». Источник: avtozvuk.


Новости подготовлены: "Олимпия Авто Звук"
www.olympia-car-audio.ru

Новости

Актуальные новости

01 Январь 2019 года

С Новым годом!

Поздравляем с Новым Годом и Рождеством!
04 Январь 2018 года

Олимпия Автозвук в Instagram

Олимпия Автозвук в социальной сети Инстаграм.
Показать все новости
8 (495) 792-15-58 г. Москва info@olympiacompany.ru